ЗелУзел.РУ

Литературное творчество => Круглый стол. Литература => Тема начата: vitovt от 06 Июль 2012, 16:57:32



Название: Альманах "Литературный Зеленоград": ошибки и нюансы
Отправлено: vitovt от 06 Июль 2012, 16:57:32
АЛЬМАНАХ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЗЕЛЕНОГРАД»: ОШИБКИ И НЮАНСЫ

Литературное творчество многообразно и, помимо того, что содержит уникальный духовный опыт автора, поднимает мировоззренческие и социальные проблемы. Именно характер постановки вопроса, степень фундаментальности охвата материала отличает профессиональное литературное творчество от любительского. Человек живет в тексте явлений и феноменов объективной действительности, и, пытаясь осмыслить их, сам творит текст. Текст, созданный человеком, имеет название второй природы, и включает в себя не только художественное творчество, но и созданные им материальные и духовные явления его общественного бытия.
Помимо этого, литературное творчество – вид искусства, и искусность этого ремесла приобретается с практикой. Ни один человек, за всю жизнь не написавший ни строчки, не сядет и не напишет сходу шедевр литературы. Литературному мастерству учатся годами.
Хотелось бы в свете вышесказанного рассмотреть феномен альманаха «Литературный Зеленоград». Зеленоградская литература была обозначена в 1997 году как явление выходом сборника «Литературный Зеленоград», издание которого до последнего времени было ежегодным. Те, кто держал в руках выпуски этого альманаха, безусловно, помнят, что доля профессиональной литературы значительно уступала в них место самодеятельному творчеству. В сборниках публиковались ученые, инженеры, пенсионеры, начавшие писать стихи зачастую после 40 лет и не имеющие никакого признания в кругах профессионалов. Основная масса авторов «Литературного Зеленограда» - люди в возрасте за 50. И это было первой ошибкой редакторов-составителей. Литератор формируется как профессионал долго. Становление литератора сопряжено с пробами и ошибками, выливающимися в виде публикаций на страницах сначала любительских, а затем – профессиональных изданий. Есть общепринятая точка зрения, что юноша, начавший писать школьником, не утративший впоследствии интерес к литературному ремеслу, профессиональным литератором становится после 35 лет. До 35 лет для таких литераторов есть термин «молодой писатель». То есть срок становления профессионализма – от 20 лет и больше. За это время молодой писатель получает признание в профессиональной литературной среде и, если не становится явлением в современной литературе, то, по крайней мере, получает известность среди профессионалов. Поэтому логично было бы «Литературному Зеленограду» публиковать произведения молодых писателей в возрасте от 18 до 35 лет, владеющих основами профессии – всех без исключения. А на авторов старше 35 лет смотреть с некоторым подозрением – предварительно выясняя, известен ли этот автор в литературе. Это была бы правильная редакторская политика. Именно ее проводил издававшийся в начале века в Зеленограде литературный журнал «Осколки».
Вторая ошибка редакторов-составителей «Литературного Зеленограда» в том, что авторы группировались по территориальному признаку. Литераторы группируются по трем факторам: по языку, на котором они пишут, по жанру, в котором работают (поэзия, проза, драматургия, фантастика), и по эстетическому направлению (реализм, постмодернизм, и т.д.). Группирование по территоральному фактору приводит к созданию местечкового анклава, законодателями мод в котором становятся далеко не самые талантливые литераторы. Местечковый анклав начинает жить по принципам местечковости, возникают групповщина, кумовство и эффект кукушки и петуха. Объективные критерии профессионализма уступают место критериям по признаку соседства, знакомства и личных отношений. Именно поэтому талантливые произведения становятся в пределе этого анклава объектом неприятия и ожесточенной критики, а средний уровень художественной самодеятельности – визитной карточкой территориальной литературной единицы. Помимо прочего, группирование литераторов по территориальному признаку подчиняется законам науки синергетики. Любая точка бифуркации нарушает баланс системы, и система начинает сопротивляться, гасить эту точку. Подтверждаю это на собственном опыте – качественные литературные произведения не повысили нисколько общий уровень литературной среды Зеленограда, собранной по принципу местечковости, но вызвали ожесточенный гнев непрофессионалов, имеющих доступ к страницам зеленоградского альманаха, что привело к вытеснению профессиональной литературы со страниц зеленоградских изданий на страницы печатных органов, не имеющих отношения к Зеленограду.
Таким образом, вместо литературного альманаха в Зеленограде появился еще один садок для самодеятельности. Критериев профессионализма в литературном процессе всего два. Это, в первую очередь, признание профессиональными изданиями творчества литератора (объективно – «толстыми» литературными журналами), то есть, включенность в тот вид литературного процесса, который сохранился в наше время, и наличие читателей, оставляющих отклики, приходящих на выступления автора, покупающих книги или журналы с его публикациями. Если второй критерий субъективен, то первый – объективен. Объективному критерию в Зеленограде удовлетворяло творчество 5-6 литераторов. Именно они должны были стать костяком альманаха. Остальных авторов можно было бы представить одним стихотворением или фрагментом прозаического произведения на страничку, предварительно вынеся их творчество в отдельный раздел. Такой сборник стал бы предметом серьезного литературного критического разбора, как неоднократно становился им зеленоградский журнал «Осколки».
Именно поэтому альманах «Литературный Зеленоград» не только не стал событием в общей литературной картине страны, но и, фактически, не получил ни одного критического отзыва. Теперь, когда сборники «Литературного Зеленограда» стали частью истории нашего города, надлежит всерьез позиционировать с позиций профессиональной литературы весь опубликованный ими текст. Некоторые методологические принципы я уже изложил. Остальное – тема отдельной статьи.

Денис Карасев